АВСТРИЯ XVII. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТЕАТР
АВСТРИЯ XVII. Драматический театр В 14-15 вв. на территории, в последующем вошедшей в Австрийскую империю, были распространены миракль, мистерия, вначале связанные с церковным богослужением, а позднее перенесённые на городские площади. Театр А. начинает формироваться в 16 в. Первоначально это были бродячие труппы актёров-импровизаторов. Главное действующее лицо их представлений - Гансвурст. В период феодально-католической реакции, господствовавшей в А. в конце 16-17 вв., возникли театры при иезуитских коллегиях. Иезуитская драматургия проповедовала величие церкви, устойчивость феодального строя. Придворный театр и театр иезуитов поражали зрителя обилием внешних эффектов и красочностью зрелища. Центром театральной жизни А. стала Вена. В начале 18 в. большое значение для развития австрийской театральной культуры имела деятельность актёра и драматурга Й. Страницкого, создавшего в Вене первый стационарный австрийский театр (1712). В 1741 в Вене открылся "Королевский театр при дворце", получивший название "Бургтеатра". Искусство его формировалось в напряжённой борьбе между аристократическими и демократическими направлениями. Развитию театра препятствовала цензура, ограничивавшая репертуар, стремившаяся сделать театр средством прославления монархии. Славу "Бургтеатра" и его значение в развитии австрийской театральной культуры определили многие поколения актёров, создавших подлинно реалистические традиции австрийского театрального искусства. Под руководством журналиста и режиссёра Й. Шрейфогеля в театре работали крупнейшие австрийские актёры: С. Шрёдер, М. Корн, Г. Аншюц, и др. Для "Бургтеатра" создавал свои произведения драматург Ф. Грильпарцер. В конце 18 в. в предместьях Вены открывается ряд театров: "Леопольдштадттеатр" (1781), "Йозефштадттеатр" (1788), "Виденертеатр" (1787) и др. В них ставились оперы В. А. Моцарта и Й. Гайдна, зингшпили, комедии с участием Гансвурста и др. В некоторых спектаклях театров предместий, импровизационных выступлениях актёров отражались оппозиционные настроения австрийского населения. Это вызвало запрещение (в 1770) импровизаций. В начале 19 в. театры предместий достигли творческого расцвета. Деятельность их в это время была связана главным образом с крупнейшими драматургами и актёрами Ф. Раймундом и И. Н. Нестроем. Они создали своеобразный жанр национальной комедии, продолжили и развили лучшие традиции демократического театра. После поражения Революции 1848-49 театры предместий теряют свой демократический характер, ставят главным образом развлекательный репертуар. В 1778 при "Бургтеатре" была открыта актёром И. Мюллером первая театральная школа (в 1909 реорганизована в Академию музыки и изобразительного искусства). Руководителю театра в 1849-67 Г. Лаубе удалось утвердить на сцене классику - И. В. Гёте, У. Шекспира, добиться снятия цензурного запрета с пьес Ф. Шиллера, укрепить труппу театра такими актёрами, как А. Зонненталь, Й. Левинский, Ш. Вольтер. В 1870-81 "Бургтеатром" руководил режиссёр Ф. Дингельштедт, поставивший цикл трагедий Шекспира, а также пьесы Л. Анценгрубера, Г. Ибсена и др. В 80-е гг. 19 в. в театрах А. ставились пьесы русских драматургов: Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, Л. Н. Толстого. В конце 19 в. в театральном искусстве А. усиливаются антидемократические тенденции. В драматургии ведущее место занимали Г. Бар, А. Шницлер, Г. Гофмансталь, творчество которых было далёким от социальной проблематики. Отсутствие художественно-значительного современного репертуара отрицательно сказывалось на деятельности "Бургтеатра", творчество которого становится узко академическим. Наиболее крупным явлением театрального искусства этого периода было творчество актёра Й. Кайнца. В 1918 происходит подъём творческой деятельности "Бургтеатра", руководимого актёром и режиссёром А. Хейне. В театре работали актёры Г. Реймерс, М. Девриент, Р. Аслан, А. Моисии и др. Борьбу за прогрессивное искусство вёл "Йозефштадттеатр" (в 1924-38 руководитель М. Рейнхардт). В период гитлеровской оккупации (1938-45) демократические деятели австрийской культуры подвергались преследованиям. Многие театры были закрыты, здание "Бургтеатра" разрушено. После освобождения А. Советской Армией в 1945 началась борьба демократических сил за развитие национальной культуры. "Бургтеатр" стал ведущим театром А. На его сцене и в его филиале (Академический театр) широко ставятся произведения классической и современной драматургии. В 60-е гг. поставлены трагедии Софокла, исторические хроники Шекспира, комедии Раймунда и др. Ставились также "Вишнёвый сад" и "Иванов" Чехова, "Ревизор" Гоголя, "Жизнь Галилея" Б. Брехта. Прогрессивные традиции театра утверждают режиссёры Л. Линдтберг, Р. Штейнбек. В 1948-56 в Вене функционировал прогрессивный, демократический театр "Скала", из драматических театров работали "Йозефштадттеатр", т. н. келлер-театры ("подвальные театры"), ведущие поиски новых форм театральной выразительности. Среди видных театральных деятелей А. актёры и режиссёры "Бургтеатра": Р. Аслан, Э. Бальзер, А. Скода, А. Хёрбигер, К. Дорш, П. Вессели, Х. Тимиг-Рейнхардт, Л. Линдтберг, Э. Лотар, А. Ротт и др. Ежегодно в Зальцбурге проводится международный театральный фестиваль. Работают театры в городе Граце и др. городах страны. Научными центрами являются венский Институт театроведения и семинар М. Рейнхардта при Академии музыкального и изобразительного искусства в Вене.