АВСТРИЯ XIII. ЛИТЕРАТУРА
АВСТРИЯ XIII. Литература Древнейшие памятники литературы, возникшей на территории А., относятся к 12 в. Это наивно религиозные поэмы монахини Авы "Жизнь Христа", "Антихрист", анонимная "Песнь о Марии" (1125). В 1160 рыцарь Генрих фон Мельк пишет сатирическую поэму "Напоминание о смерти", где обличает греховную жизнь феодальных сословий. К поре расцвета рыцарской культуры в Вене относится "Песнь о Нибелунгах" (около 1200). В 12-13 вв. развивается миннезанг (см. Миннезингеры), достигший вершины в поэзии Вальтера фон дер Фогельвейде, тесно связанной с народной песней. Нравы средневековой А. получили отражение в рыцарском романе штирийца Ульриха фон Лихтенштейна "Служение даме" (около 1255). В 13 в. подъём городов вызвал к жизни бюргерскую литературу и один из её ведущих жанров - шванк; популярнейшие произведения этого рода "Поп Амис" Штриккера - повесть о похождениях плутоватого священника. Поэт Вернер, по прозвищу Садовник, написал сатирическую повесть в стихах "Поселянин Хельмбрехт". Шванк получает развитие в рассказах т. н. попа из Каленберга, собранных Филиппом Франкфуртером (около 1470). В 14-15 вв. дидактические стихи-шпрухи пишут Генрих Тейхнер и Петер Зухенвирт. На рубеже 15-16 вв., в эпоху Возрождения, наряду с религиозными мистериями создаются и разыгрываются народные бытовые сценки, положившие начало австрийской народной комедии (большое тирольское "Действо о Нейдхарте" и др.). Из Италии и Германии проникает ренессансная поэзия. Ко двору Максимилиана I приглашается из Германии неолатинский поэт-гуманист Конрад Цельтис. Проводником влияния итальянской поэзии Ренессанса в А. стал поэт-петраркист Кристоф фон Шалленберг. В конце 16 в. при контрреформации возникает жанр иезуитской драмы на латинском языке (сюжеты из Евангелия, житий святых). Развивается придворная поэзия, прославляющая в жанре героического эпоса царствующую династию (поэма Вольфа Хельмгарда фон Хохберг, "Габсбургский Оттоберт" и др.). В 17 в. при дворе и в монастырских школах писались и ставились пьесы в стиле барокко на мифологические и исторические сюжеты. Одна из самых известных драм того времени - "Побеждающее благочестие" (постановка 1659) Н. Аванцинуса, где действуют аллегорические персонажи - воплощённые пороки и добродетели. Народная бытовая комедия вбирает в себя элементы итальянской "комедии масок". Своего подлинного поэта бытовая комедия обрела в лице Ф. Хафнера, автора пьес из жизни венского бюргерства: "Мегера" (1764), "Новый бурлеск" (1771). Родоначальник художественной прозы в А. - Абрахам а Санта-Клара (псевдоним Иоганна Ульриха Мегерле), проповеди которого использовал Ф. Шиллер в "Валленштейне"; в назидательном сочинении "Не забывай, Вена" (1679) он с демократических позиций обличал порочность высших слоев общества; его роман "Архиплут Иуда" (1686-95) отличается меткостью характеристик, сочным народным юмором. Во 2-й половине 18 в., в период укрепления абсолютизма в А., в государственных учреждениях и школах вводится "очищенный" немецкий язык, основы которого были разработаны теоретиком немецкого классицизма И. Готшедом. Он боролся против крайностей барокко, за ясность и правдоподобие. Последователем его явился Йозеф фон Зонненфельс, выступавший позднее как поборник просвещённого абсолютизма, называемого в А. иозефинизмом (по имени императора Иосифа II). Ведущий деятель просвещения в А. - А. Блумауэр создал поэму "Приключения благочестивого героя Энея" (1783-86), одна из главных тем которой - конфликт между верой и наукой. Элементы сентиментализма содержит поэзия М. Дениса (псевдоним Бард Синед), автора религиозных и верноподданнических од. В годы войн с революционной Францией Г. фон Коллин провозглашает в классицистических драмах ("Регул", 1801, и др.) идею сильной государственности, требующей жертв от подданных. Владычество Наполеона в А. пробудило патриотические чувства и интерес к национальной истории. После поражения Пруссии под Иеной (1806) съехались в Вену немецкие реакционные романтики. Здесь А. В. Шлегель читал курс лекций о литературе. Однако теории немецкой романтической школы нашли в А. отклик лишь у немногих эпигонствующих авторов (И. Н. Фогль, Й. Х. Цедлиц). Взаимовлияние различных национальных культур, сосуществовавших в империи Габсбургов, во многом определило своеобразие австрийской литературы. В творчестве Ф. Грильпарцера слились черты классицизма и романтизма. Его трагедии ("Сафо", 1818, трилогия "Золотое руно", 1822, "Либуша", 1848) проникнуты сознанием разлада между идеалом и действительностью, но не лишены и просветительского оптимизма. Актёр и драматург Ф. Раймунд - автор нравоучительных комедий "Девушка из мира фей, или Крестьянин-миллионер" (1826), "Альпийский король, или Враг человечества" (1828), "Расточитель" (1833) и др., в которых черты народной комедии соединяются со сказочной феерией театра барокко. В сатирических комедиях "В бельэтаже и на первом этаже" (1835), "Свобода в Медвежьем углу" (1848) И. Н. Нестрой едко высмеивает буржуа-выскочек и духовно оскудевшее дворянство. Проникновенный лирик Н. Ленау, создатель своеобразной символики природы, автор "Песен в камышах" (1832), "Странствий в горах" (1833) выступает и как политический поэт, отражая дух оппозиции, гневно обрушивается на политический деспотизм Меттерниха, засилье цензуры, рисует бедствия обездоленных тружеников. Уверенность поэта в конечном торжестве справедливости выражена в революционно-романтических поэмах "Ян Жижка" (1837), "Альбигойцы" (1842). А. Грюн (псевдоним графа Ауэршперга) в сборнике стихов "Прогулки венского поэта" (1831) подверг критике социально-политический режим А., однако верный заветам иозефинизма он уповал на либеральные реформы. Революционными настроениями проникнута лирика М. Гартмана, участника революции 1848; в сатирической поэме "Рифмованная хроника попа Маурициуса" (1849) он высмеял половинчатость буржуазных парламентариев. После поражения Революции 1848 и отказа буржуазии от её демократических лозунгов многие литераторы отходят от больших общественных проблем. В творчестве А. Штифтера, автора многих рассказов и романов - "Бабье лето" (1857), "Витико" (1865-67) - неприятие капиталистических отношений выразилось в созерцательной идиллии. В 60-70-е гг. в литературе А. усиливаются реалистические тенденции (новеллы Марии фон Эбнер-Эшенбах и Ф. фон Саара). Вершина критического реализма в литературе А. - драмы Л. Анценгрубера: "Священник из Кирхфельда" (1870), "Крестьянин-лжесвидетель" (1871), "Четвёртая заповедь" (1878), где изображено проникновение капитализма в деревню и бедственное положение сельских тружеников. Быт деревни рисовал прозаик П. Розеггер, более склонный к мирной идиллии. Начало эпохи империализма и кризис буржуазной культуры порождают в начале 20 в. явления декаданса. Теоретиком модернистских течений становится писатель и критик Г. Бар. Неоромантические тенденции и эстетизм характерны для Г. фон Гофмансталя: лирический сборник "Образы", драмы "Смерть Тициана" (1892), "Безумец и смерть" (1893), "Электра" (1903), "Эдип и сфинкс" (1906), "Всякий человек" (1911). Черты импрессионизма присущи творчеству А. Шницлера; в его психологических новеллах и драмах герои, предаваясь чувственным наслаждениям, ощущают присутствие смерти: комедии "Анатоль" (1893), "Флирт" (1896), новеллы "Жена мудреца" (1898), "Лейтенант Густль" (1901). Значительное место не только в литературе А., но и во всей европейской лирике 20 в. занимает творчество Р. М. Рильке с её философской символикой, поэтическим одушевлением вещей. Раздумья о трагическом одиночестве поэта, сетования на горести жизни, мечты о совершенном человеке характерны и для раннего сборника "Часослов" (1905) и для более поздних "Дуинезских элегий" (1923). В 1910-11 гг. Г. Тракль и Ф. Верфель возвещают начало экспрессионистской лирики. Выразителем настроений австрийского рабочего класса стал в предвоенные годы поэт-социалист А. Петцольд, автор сборников "Несмотря ни на что!" (1910), "Странная музыка" (1911). Накануне краха Австро-венгерской империи появляются первые произведения Ф. Кафки. В его новеллах, притчах, романах ("Превращение", 1916, "В исправительной колонии", 1919, "Процесс", 1925) зависимость личности от социальных сил мистифицирована как непреодолимый фатум, абсурд и кара свыше. В литературе А. периода 1918-45 видное место занимает публицист и сатирик К. Краус, издатель оппозиционного журнала "Факел" ("Die Fackel", с 1899), автор монументальной драмы "Последние дни человечества" (1918-19) - гневного обличения зачинщиков империалистической войны. Сборником антивоенных стихотворений "Сердце в оковах" выступил в 1917 рабочий поэт Йосеф Луитпольд; бедствиям эксплуатируемых посвящён его сборник баллад "Возвращение Прометея" (1927). Период между двумя мировыми войнами отмечен в литературе А. высокими достижениями в области художественной прозы. Психологические новеллы С. Цвейга в сборниках "Амок" (1922), "Смятение чувств" (1927) проникнуты гуманистическим оптимизмом. От экспрессионизма к реализму развивается в эти годы творчество Ф. Верфеля (роман "Сорок дней на горе Муса Даг", 1934). Опасность новой мировой войны и надвигающаяся угроза фашизма пробуждают у австрийских писателей интерес к историческим судьбам родины. В романе Й. Рота "Марш Радецкого" (1932) ироническое изображение обветшалой империи Габсбургов соединяется с элегической грустью о патриархальной старине. Монументальный аналитический роман Р. Музиля "Человек без свойств" (1930-43) показывает духовный кризис буржуазного общества в 20 в. После насильственного аншлюсса А. фашистской Германией передовые деятели австрийской культуры покинули родину. В эмиграции пером публициста мужественно боролся с фашизмом Й. Рот, творили Музиль, С. Цвейг, Верфель, Луитпольд, Г. Брох, автор философско-исторической трилогии "Лунатики" (1931-32), где показаны реакционные тенденции в развитии Германии начала 20 в. и переоценка всех моральных ценностей, пишет в эмиграции романы "Смерть Вергилия" (1945) и "Искуситель" (издание 1953). Преследуемый нацистами, эмигрировал драматург Ф.Т. Чокор. В драматической "Европейской трилогии" (1952) он обобщает исторический опыт последних десятилетий 20 в. Книга "На чужих дорогах" (1955) посвящена антифашистскому сопротивлению европейских народов. После 2-й мировой войны в литературе А. появилось много произведений о недавнем прошлом страны. Х. Додерер создал романы "Штрудльхофштиге, или Мельцер и толща лет" (1951) из жизни Вены 20 в. и "Демоны" (1957); революционные тенденции общественного развития изображены здесь, как некая демоническая сила. Реалистическую картину жизни А. в течение полувека дал Ф. Хабек в романе "Скачка на тигре" (1958). Анализу исторических судеб А. после краха империи посвящены романы Г. Фрича "Мох на камнях" (1956) и Х. Цанда "Наследники огня" (1961). О битве рабочего класса А. с фашистской реакцией в 1934 рассказывает роман Г. Зайко "Человек в камышах" (1956). Антифашистская направленность отличает роман Г. Леберта "Волчья шкура" (1960). В 50-60-х гг. выдвинулись талантливые прозаики - Х. Айзенрайх, Ф. Гумлер, Ф. Каин, поэты - И. Бахман, А. Окопенко, Г. К. Артман, В. Шмид.