АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ
АВИАЦИОННАЯ ПСИХОЛОГИЯ, отрасль психологии, исследующая психоло-гич. вопросы лётной деятельности; результаты А. п. используются для повышения эффективности и безопасности труда в авиации, а также для улучшения отбора кандидатов в авиац. специалисты. А. п. возникла в нач. 20 в. в связи с развитием авиационной медицины и психологии труда', большая специфичность протекания психич. процессов при выполнении полёта обусловила выделение А. п. в самостоятельную дисциплину. Эта специфика состоит прежде всего в том, что отрыв человека от Земли приводит к резкому изменению структуры пространств, ориентировки и появлению значит, психич. напряжения; особенности влияния внешней среды - ускорения, перепады барометрич. давления, изменения газового состава атмосферы и т. д.- могут оказывать существ, воздействие на центр, нервную систему; большие скорости перемещения самолёта и возможность возникновения аварийных ситуаций требуют постоянного сосредоточения внимания, быстрых решений и действий. В СССР интенсивное развитие А. п. началось с 1921 (работы С. Е. Минца, Н. М. Добротворского, а затем К. К. Платонова). В наст, время исследования по А. п. развиваются в русле более широкой проблематики инженерной психологии. Со 2-й пол. 20 в. осн. направления А. п. группируются вокруг следующих проблем: изучение влияния на психич. функции факторов полёта и разработка рекомендаций по профилактике неблагоприятных воздействий; изучение деятельности по управлению самолётом с целью максимального приспособления техники к психич. возможностям человека; выявление психологич. причин и предпосылок к лётным происшествиям и разработка мер их предупреждения; исследование психич. качеств, способствующих успешному выполнению лётной деятельности с целью отбора кандидатов в уч. заведения и определения годности лётчиков к полётам; улучшение методики подготовки авиац. специалистов на основе изучения психологич. закономерностей обучения и формирования качеств личности.