назад

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ


АВГУСТИН Блаженный Аврелий (Augustinus Sanctus) (13.11.354, Тагаст, Сев. Африка, Нумидия,- 28.8.430, Гип-пон, Сев. Африка), христианский теолог, виднейший представитель зап. патристики. Прошёл через увлечения манихейством и скептицизмом, в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Духовному миру А. свойствен ряд противоречий: уникальная умств. восприимчивость и устремление к связующей догме, развитое индивиду а листич. самосознание и мистика сверхличной церковности. Онтология А. и его учение о боге как абс. бытии следуют неоплатонизму, но А. пытался заново-продумать старые идеи, исходя не из объекта, а из субъекта, из самоочевидности человеч. мышления (предвосхищение осн. идеи Декарта). Бытие бога, по-А., можно непосредственно вывести из самосознания человека, а бытие вещей - нет (ход мысли, близкий Ансельму Кен-терберийскому и противоположный подходу Фомы Аквинского). Психологизм А. выявляется в его учении о времени как корелляте помнящей, созерцающей ц ожидающей души. Новой чертой мышления А. было внимание к двум проблемам, мимо к-рых прошла антич. мысль: динамики человеч. личности и динамики обще-человеч. истории. Первой из них посвящена Исповедь - лирич. автобиография, рисующая внутр. развитие А. от младенчества до окончат, утверждения в ортодокс, христианстве. С недостижимым для антич. литературы и философии психологич. самоанализом А. сумел показать противоречивость становления личности. При этом личностные тенденции философии А. сочетаются с теологич. доктриной предопределения; от констатации тёмных бездн души А. пришёл к выводу о необходимости божеств, благодати, к-рая выводит личность из тождества себе и тем самым спасает . Проблема мистически осмысленной диалектики истории поставлена в трактате О граде божием , к-рый написан под впечатлением взятия Рима ордами Ала-риха в 410. А. усматривал два противоположных вида человеч. общности: град земной , т. е. государственность, к-рая основана на любви к себе, доведённой до презрения к богу , и град божий - духовную общность, которая основана на любви к богу, доведённой до презрения к себе . Град божий никак не тождествен идеалу теократии, в духе к-рого истолковывали в средние века идеологи католицизма учение А. (он подчёркивал бездомность града божьего , невозможность его приспособления к политич. реальности). А. находил меткие слова для критики каиновского духа империи, потребительски организованной позднеантич. цивилизации, бездумности римлян, завоевавших чужие города и жалующихся, когда то же самое сделали с их собств. городом. Однако всякое насилие - от насилия над ребёнком в школе, выразительно описанного в Исповеди , до гос. насилия - для А. есть следствие греховной испорченности человека и постольку достойно презрения, но неизбежно. Поэтому А. признавал необходимость гос. власти, им же охарактеризованной как большая разбойничья шайка Влияние А. было чрезвычайно многосторонне. Для средневековья А. был непререкаемым авторитетом в вопросах религии и философии, вплоть до Фомы Аквинского не имеющим себе равного; от него исходит платонич. ориентация ранней схоластики. Возрождение оценило его остроту в передаче индивид, эмоции, ранний протестантизм - переживание им благодати. Мотивы исповеди в лит-ре сентиментализма (Руссо и др.) переводили в мирской план опыт самонаблюдения А. В совр. католич. неосхоластике к А. апеллируют мыслители, не удовлетворяющиеся рассудочностью томизма;, экзистенциалисты видят в А. одного из своих предшественников.