АВВАКУМ
АВВАКУМ Петрович (1620 или 1621 - 14.4.1682), протопоп, один из основателей рус. старообрядчества (см. Раскол), писатель. Сын сел. священника. В 1646- 1647, находясь в Москве, был связан с "кружком ревнителей благочестия"и стал известен царю Алексею Михайловичу. В 1652 был протопопом в г. Юрьевце Повольском, затем священником Казанского собора в Москве. А. резко выступил против церк. реформы патриарха Никона, за что в 1653 с семьёй был сослан в Тобольск, а затем в Даурию. В 1663 царь, стремясь примирить А. с офиц. церковью, вызвал его в Москву. Но А. не отказался от своих взглядов, продолжал настойчивую борьбу с церк. нововведениями. В челобитной царю он обвинил Никона в ереси. Вдохновенные выступления против Никона привлекли к А. многочисл. сторонников, в т. ч. из среды знати (боярыня Ф. П. Морозова и др.). В 1664 А. был сослан в Мезень. В 1666 его вызвали в Москву и на церк. соборе расстригли, предали анафеме и в 1667 сослали в Пустозерский острог. Во время 15-летнего пребывания в сыром земляном срубе А. не прекращал идейной борьбы. Здесь он написал гл. произведения: Книгу бесед , Книгу толкований , Житие (между 1672 и 1675) и др. По царскому указу вместе с ближайшими сподвижниками А. был сожжён в срубе. Отстаивая старую веру, А. в своих соч. резко обличал пороки представителей офиц. церкви (чревоугодничество, пьянство, разврат, корыстолюбие и пр.), жестокость, с к-рой они проводили реформу церк. обрядов. В борьбе со сторонниками Никона А. обличал царскую власть, самого царя, его слуг (воевод и пр.). Популярность А. была велика, обличит, проповеди его находили широкий отклик в среде крестьян и посадских людей. В распространении его соч. участвовала даже тюремная стража. Становясь на сторону старой веры , они выражали этим протест против феод, гнёта. Однако формы борьбы, к-рые предлагал А., были реакционны: самосожжение, религ. фанатизм, проповедь конца света. А. был выдающимся писателем своего времени. Его Житие является одним из замечат. произведений др.-рус. лит-ры. Он сумел превратить традиц. жанр Жития в автобиографич. повесть. Яркость образов и характеристик людей, сочность и непосредственность живого рус. языка захватывают читателя.