АВАНГАРДИЗМ
АВАНГАРДИЗМ (франц. avant-gardisme, от авангард), условное наименование художеств, движения 20 в., для к-рого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистич. художеств, образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений. Термин А. возник в критике 20-х гг. и утвердился в искусствознании (в т. ч. советском) в 50-е гг. Однако он не приобрёл ещё чёткого науч. определения и разными историками лит-ры и иск-ва в него вкладывается различное содержание. А.- широкое и сложное проявление кризиса бурж. культуры 20 в., он вырос на почве анархического, субъективистского миропонимания. В годы наиболее интенсивного развития А. (1905-30) его черты выявились в ряде школ и течений модернизма (фовизм, кубизм, фуреализм, лит-pa потока сознания , атональная музыка, додекафония и др. и в то же время проявились в творчестве нек-рых крупных мастеров 20 в. в тот или иной период их художеств, деятельности. В общем потоке А. порой оказывались противоречивые тенденции, разные мастера с непохожими творч. судьбами, различными идейно-эстетич. и обществ, позициями. В противоречивости А. преломились острейшие социальные антагонизмы эпохи. В нём отразились упадок бурж. цивилизации, кризис иск-ва, растерянность и отчаяние перед лицом обществ, катастроф и революц. потрясений; вместе с тем наступившая эпоха пролет, революций рождает у нек-рых причастных к А. мастеров жажду обновления и порой наивные мечтания о будущем, будто бы способные в своём бунтарском порыве выразить революц. сущность эпохи. Одни авангардисты до болезненности чутки к порокам бурж. общества, другие соскальзывают в хаос субъективистских переживаний; иногда они накапливают немалые потенции социальной критики, но часто бегут в анархич. цинизм всеобщего ниспровергательства; они отражают нередко настроение тревоги, боли, протеста, либо отстраняются от жизни, доходя до нигилизма, ввергая иск-во в лабиринт субъективистских блужданий и чистого формотворчества. Иногда эти разные тенденции переплетаются в одном и том же художеств, течении или служат исходным пунктом для творч. размежевании. Нек-рые крупные художники поначалу в той или иной мере причастные к А. (П. Элюар - Франция, В. Незвал - Чехословакия, Б. Брехт, И. Бехер, X. Эйслер - Германия, Д. Ривера - Мексика), преодолев модернистские блуждания, вышли к подлинно революц. и социалистич. иск-ву. Мн. представители А., неспособные преодолеть рамки бурж. сознания, оставались на позициях эстетич. субъективизма и, всё более проникаясь упадочническим умонастроением, оказались в числе столпов модернизма. Таковы - Дж. Джойс (Ирландия) и М. Пруст (Франция), П. Мондриан (Нидерланды) и С. Дали (Испания), П. Клее (Швейцария) и В. В. Кандинский. Причудливые зыбкие сочетания различных тенденций приводят к характерной для всего А. эстетич. двойственности, противоречивости (напр., поэзия Г. Аполлинера, иск-во П. Пикассо- Франция) и зачастую к художеств, эклектичности. При всём этом А. в целом пропитан бурж. и мелкобурж. индивидуализмом. В СССР Окт. социалистич. революция определила творч. путь таких больших художников-новаторов, как В. В. Маяковский, В. Э. Мейерхольд, С. С. Прокофьев, в чьём творчестве в ранний период так или иначе выявлялись черты А. Решительно преодолев анангардистский индивидуализм и субъективизм, они стали ведущими мастерами социалистич. художеств, культуры. В нач. 30-х гг. осн. масса авангардистов на Западе теряет демонстративно-бунтарский характер своего творчества. Такие большие художники, как П. Пикассо, П. Неруда (Чили), сумели преодолеть узость социальных позиций А., стали на путь активной борьбы с фашизмом, связав свою деятельность с коммунистич. движением. .Западе происходит оживление авангардистских тенденций, возникает неоавангардизм (драма абсурда, новый роман , конкретная поэзия , поэзия итал. Группы 1963 , алеаторика и др.). Но все эти неоавангардистские, теперь полностью модернистские течения находятся в конфликте не столько с бурж. обществом, сколько с идеалами коренного переустройства общества на началах социализма; они активно противостоят не бурж. эстетич. концепциям, а лучшим демократич. и реалистич. традициям культуры, теории и практике иск-ва социалистич. реализма. А. приобретает всё более подчёркнуто элитарный, рафинированный характер, антисоциалистич. направленность, пронизанную духом реакц. идеологии империализма, и углубляется, как правило, в формальное экспериментирование.