назад

ЛИТЕРАТУРА АБХАЗИИ


Литература Абхазии. Одним из источников, питавших абх. художеств, лит-ру с момента её возникновения, явился фольклор. В абх. фольклоре представлены мн. жанры - от героич. эпич. сказаний о богатырях нартах и об Абрскиле до лирич. песен и мудрых афоризмов. Первую попытку составления абх. алфавита на рус. графич. основесделал в 1862рус. языковед П. К. Услар. Первый абх. букварь был издан в 1865. В 1892 вышла обновлённая и исправленная Абхазская азбука , составленная Д. И. Гулиа и К. Д. Мачавариани. Основоположником художеств, лит-ры был нар. поэт Абхазии Д. И. Гулиа; в 1912 он издал свой первый поэтич. сб. Стихотворения и частушки . В 1919 начала выходить первая абх. газета Апс-ны (ред. Д. И. Гулиа), вокруг к-рой собирались молодые писатели. В 1919 Д. И. Гулиа написал рассказ Под чужим небом , положивший начало абх. прозе. В 1920 С. Я. Чанба опубликовал первую абх. драму Махаджиры начал творческую деятельность поэт И. Когониа. В лучших своих поэмах, опубл. в 1925 ( Абатаа Беслан , Навей и Мзауч , Хмыдж-охотник , Зосхан Ачба и сыновья Беслана Жанаа ), он отразил героику нар. жизни. После установления Сов. власти (1921) в А. были созданы условия для развития реалистич. лит-ры, наметился переход к силлабо-тонич. стихосложению. В 30-40 е гг. абх. писатели создали произв., получившие широкое признание: роман Камачич (1940) и драма Призраки (1946) Д. И. Гулиа; повести Сейдык (1934) С. Я. Чанбы; Рождение колхоза "Вперёд" (1931) В. В. Агрбы; романы: Темыр (1937), Женская честь (1949) И. Г. Папаскири. Позже появились книга рассказов Ала-мыс (1961) М. А. Лакербая; стихи, поэмы, рассказы Л. Квициниа, Ш. Цвижбы, Л. Лабахуа, К. Агумаа, Д. Дарсалиа, С. Кучбериа, М. Хашбы, П. Чкадуа; стихи, поэмы и романы в стихах Мои земляки (1950), Песнь о скале (1958) нар. поэта Абхазии Б. Шинку бы; произв. И. Тарбы, А. Ласуриа, А. Джонуа, Ч. Джонуа, К. Ломиа, К. Чачхалиа, М. Папаскири, Г. Гублиа, В. Анквабы, А. Аджинджала. Жизни абх. народа посвящены мн. произведения Г. Гулиа, пишущего на рус. яз. Из лит. молодёжи выдвинулись Н. Тарба, А. Гогуа, Ш. Чкадуа, Д. Ахуба. Для детей пишут: Д. Тапагуа, Г. Папаскири и др. В области критики работают Ш. Инал-Ипа, X. Бгаж-ба, М. Делба, Ш. Салакаиа и др. На абх. яз. переведены мн. произведения рус., груз, и зап.-европ. классики. В содружестве с абх. писателями работает группа талантливых литераторов, пишущих на груз., рус. и арм. языках, - ТТТ. Акобия, А. Джидарян, Л. Любченко и др. И. К. Тарба. Архитектура и изобразительное искусство. В А. сохранились дольмены эпохи бронзы (2-я пол. 3-го - нач. 2-го тыс. до н. э.), следы циклопич. сооружений, остатки антич. и раннесредневековых гражд. и оборонит, построек (руины городов Диос-курии - Себастополиса, Анакопии, Пи-тиунта, 160-км Абхазской стены и др.). С принятием христианства (6 в.) в А. проникают визант. влияния. В культовой архитектуре 6-8 вв., отличающейся гео-метрич. простотой форм (церковь древней крепости в Гагре, одноапсидная базилика в Новом Афоне), проявляются вместе с тем местные строит. традиции (использование грубых квадров камня). В эпоху Абх. (кон. 8-10 вв.) и Груз. (10-13 вв.) царств ср.-век. архитектура А. достигает высокого расцвета. Постройкам этого времени свойственны сдержанная строгость и многообразие форм, скупость резного декора (базилики в Амбаре, Гантиади, стройные купольные базилики в Мокве и Лыхны, кресто-вокупольные храмы в Дранде, Новом Афоне, Агу-Бедна, Пицунде и др.). К 11-12 вв. относятся дворец в Бедна, однопролётный арочный мост на р. Бе-слети, ряд крепостных сооружений (замок Баграта в Сухуми и др.). В период феод, раздробленности (14-16 вв.) и тур. экспансии (16 - нач. 19 вв.) стр-во резко сокращается; воздвигаются гл. обр. крепости и замки. С присоединением к России (1810) и развитием капитализма (кон. 19 - нач. 20 вв.) начинается рост пример, городов, стр-во пром. и адм. зданий, частных дач, вилл, гостиниц и санаториев (гостиница и дворец в Гагре, дом Алоизи в Сухуми, санаторий в Гульрипши). В социалистич. А. осуществляются реконструкция и благоустройство городов, реставрация памятников. В Сухуми построены Дом правительства Абх. АССР (1932-39, арх. В. А. Щуко, В. Г. Гель-фрейх), гостиница Абхазия (1938, арх. Ю. С. Голубев, Ю. В. Щуко), ж.-д. вокзал (1951, арх. Л. и Л. Мушкудиа-ни), Ин-т субтропич. х-ва (1968, арх. Д. Кипшидзе, О. Пайчадзе, К. Цулая). С нач. 1960-х гг. развернулось типовое жил. стр-во. Утверждён проект перепланировки Сухуми (1968). Строится морской вокзал (1969). На побережье развернулось курортное стр-во: в Новом Афоне, Гудауте, Гагре (дом отдыха Сов. Мин. Груз. ССР, 1935, арх. Н. П. Северов; санаторий Украина , 1936, арх. Я. А. Штейноерг; дом отдыха им. 17-го партсъезда, 1952, арх. А. Алхазов; дом отдыха Россия , 1969, арх. Ю. Л. Шварц-брейм) и Сухуми (дом отдыха Синоп , 1967, арх. В. Алекси-Месхишвили; дом отдыха композиторов, 1969, арх. Ш. Давиташвили, Г. Джабуа). В 1959-67 создан новый курортный комплекс в Пицунде (группа архитекторов во главе с М. В. Посохиным). В нар. зодчестве А. сохраняются восходящие к глубокой древности плетёные и деревянные жилища с шатровой и пирамидальной крышей, прямоугольные или округлые в плане (акуаскиа, апацха, амхара, абора и др.). Распространено 2-этажное жилище (нижний этаж каменный, верхний - деревянный) с галереей по фасаду. В совхозах и колхозах расширяется стр-во благоустроенных кам. зданий. В А. издревле развивалось изобразит, и декоративное иск-во. К эпохам неолита и бронзы восходят древнейшие произведения мелкой пластики (статуэтки людей и животных, гл. обр. собак, овец и баранов, из глины и бронзы), образцы орна-ментиров. керамики, художеств, изделий из металла (бронз, топоры, пряжки, браслеты, застёжки, украшенные скульптурными и гравиров. изображениями животных). Уникальны бронз, ритон из с. Бамбора (нач. 1-го тыс. до н. э.), мраморная рельефная стела (5 в. до н. э.) из Сухуми, ранневизант. мозаика из Пицунды (4-5 вв.), чеканный золотой потир 11 в. из с. Бедна, миниатюры Моквского и Пицундского евангелий нач. 14 в., фрески 14-16 вв. в храмах Лыхны, Пицунды и др. В становлении совр. изобразит, иск-ва в А. важную роль сыграли художеств, студия, открытая в 1918 в Сухуми первым проф. абхазским художником А. К. Шервашидзе (Чачба), а также творчество худ. А. И. Садкевича, В. С. Контарева, О. А. Сегаль, Л. Н. Невского и др. В 1935 в Сухуми была открыта худо-' жеств. школа и в 1937 - училище. Изобразит, искусство получило дальнейшее развитие. Живописцы (И. П. Цомая, В. Ф. Европина, Н- О. Табукашвили, В. Я. Щеглов, О. В. Брендель, X. Т. Авидзба, С. Габелиа и др.) создают тематич. композиции на ист. и ре-волюц. темы, натюрморты, пейзажи. Развиваются станковая и иллюстрац. графика (В. Д. Бубнова, Ч. В. Кукуладзе, В. Месхи и др.), портретная и монумент, скульптура (А. И. Размадзе, М. Е. Эшба, В. Э. Иуанба, Б. Г. Гогоберидзе, Ю. В. Чкадуа). В декоративно-прикладном нар. иск-ве развиты ткачество, резьба по дереву, кости и рогу, чеканка и гравировка по металлу, вышивка золотыми и серебряными нитками, плетение узорчатых поясов. 3. С. Аршба, Л. К. Кация. Музыка. Абх. нар. музыка многоголосна. Двух- и трёхголосные песни абхазов необычайно своеобразны. Среди образцов нар. творчества много песен, муз. строй к-рых свидетельствует об их древнем происхождении. К их числу относятся культовые песни, большое количество охотничьих и трудовых песен. Особое место в абх. муз. фольклоре занимает историко-героич. эпос, ярко отразивший суровую и мужеств. жизнь народа и его характер. Новый быт и мироощущение выражены в совр. нар. песнях. Среди абх. муз. инструментов - аюмаа (угловая арфа), ахымаа (инструмент типа цитры, трапециевидная рама со струнами), апхерца (двухструнный смычковый инструмент), ачарпан (род флейты) и др. В абх. песнях инструмент обычно является аккомпанирующим, однако в нац. фольклоре встречаются образцы и инструментальной музыки. Записями абх. нар. песен занимались К. Дзидзария, К. Ковач, И. Лакербай, Д. Н. Шведов, А. М. Баланчивадзе, Ш. М. Мшвелидзе, И. Кортуа, В. Ахобад-зе, А. Позднеев и др. На основе абх. нар. творчества созданы оперы: Изгнанники* Шведова (пост. 1940, Москва, Ансамбль ВТО, отрывки), Мзия Баланчивадзе (пост. 1950, Тбилиси), симф., камерно-инструментальные и вокальные произв. После установления Сов. власти в А. (1921) интенсивно развивается проф. муз. культура. В 1930 в Сухуми открыты Гос. муз. училище и муз. школа, при к-рых вскоре начали функционировать Нар. хор под рук. П. Панцулая, симф. и духовой оркестры, Гос. струнный квартет. В 1966 при муз. училище организована Оперная студия. Большую творческую работу ведут Абх. гос. филармония, Гос. ансамбль песни и танца А., хоровая капелла, симф. оркестр, Дом нар. творчества с его единственным в мире хором столетних нар. певцов. Развито самодеят. иск-во (ансамбль Апсны-67 и др.)