АБСТРАКЦИЯ
АБСТРАКЦИЯ (от лат. abstractio-отвлечение), 1) метод научного исследования, основанный на том, что при изучений нек-рого явления, процесса не учитываются его несущественные стороны и признаки; это позволяет упрощать картину изучаемого явления и рассматривать его как бы в чистом виде. 2) Продукт познания (понятие, описание, закон, модель, идеальный объект и т. п. ), рассмотренный в сопоставлений с конкретной эмпирич. действительностью, к-рая не фиксируется в этом продукте во всём богатстве своих свойств и связей. 3) Познавательная деятельность-процесс абстрагирования, - направленная на получение А. Применение А., как и всякого метода исследования, определяется типом ситуации, с к-рой сталкивается исследователь, и перечнем процедур, необходимых или допустимых в данной ситуации. Ситуация характеризуется задачей (целевая характеристика метода) и спецификой изучаемого объекта (онтологическая характеристика). С точки зрения онтологий А. связана с представлением об относит, независимости явлений и их сторон и с отделением существенных сторон от несущественных. Предписываемые процедуры сводятся, как правило, к перестройке предмета исследования, к эквивалентному, с точки зрения данной ситуации, замещению первонач. предмета другим. Перестройка касается либо изображения изучаемого объекта (отбрасывание несущественных сторон), либо эмпирич. материала, либо программы наблюдения и описания (отказ от лишней информации). Напр., геометрич. свойства элек-трич. цепи не зависят от составляющих элементов ветви, таких, как сопротивление, индуктивность и ёмкость, поэтому при топологич. изучений цепей все ветви цепи обычно заменяют отрезками, изображая цепь в виде линейного графа (см. Графов теория). Целевая характеристика А. может быть различной, но всегда связана с указанием на те или иные познават. задачи и с включением А. в более широкий контекст познават. деятельности. На различений целевых характеристик строится и классификация типов А. : изолирующая А. соответствует цели вычленения и чёткой фиксаций исследуемого явления; обобщающая А. - цели получения общей картины явления; идеализация-цели замещения реальной, эмпирически данной ситуаций идеализированной схемой (типа абсолютно твёрдого тела в механике) для упрощения изучаемой ситуаций и более эффективного использования существующих методов и средств исследования. Реализация А. как метода, т. е. процесс абстрагирования, включает 2 типа операций: выяснение возможности и целесообразности замещения, перестройки предмета исследования и сам акт замещения. Продуктом этого процесса являются соответствующим образом преобразованные представления об объекте, модели, отобранный эмпирич. материал и т. д. Обоснование А. осуществляется как с точки зрения её правомерности (это достигается установлением несущественности отд. сторон явления), так и с точки зрения её целесообразности (к-рая определяется поставленной задачей). Выдвижение на первый план одного из этих моментов приводит к разным формам обоснования А. Напр., в 1-м т. Капитала Маркс исходит из предположения, что ден. товаром является только золото, указывая, что он делает это ради упрощения (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 23, с. 104); это-целевое обоснование А. Построение идеальных объектов механики обычно обосновывается онтологически, т. е. ссылкой на несущественность тех или иных свойств. Возможность разных способов обоснования А. приводит к разным её пониманиям и определениям в логико-филос. лит-ре: А. определяют то как процесс мысленного отвлечения от несущественных сторон явлений, опираясь на её процедурные и онтологич. аспекты и отвлекаясь от целевых, то как познание явлений со стороны их сущности, опираясь на целевые и онтологич. аспекты, но отвлекаясь от процедурных. Наиболее простой формой А. можно считать практич. замещение одного объекта другим. В этой форме А. имеет место и у животных (в частности, на ней основано формирование условных рефлексов). У человека такое практич. замещение выражается и закрепляется в слове, в деятельности со знаками. В дальнейшем формируются представления о существенных и несуществ, сторонах явлений и об отношениях зависимости. Вместе с тем происходит осознание специфики знаковых образований, их отношения к действительности, к целям и задачам человека. Такое осознание вполне чётко видно уже у Аристотеля (см., напр., Метафизика, М. - Л., 1934, с. 129-30). Что же касается метода А., то он возникает на высоких ступенях развития познания. Поэтому следует отличать история, процесс формирования тех продуктов познават. деятельности, к-рые теперь характеризуются как А., от процесса абстрагирования в его совр. форме. В первом случае абстрактность самих по себе продуктов познания вовсе не является результатом особой целенаправленной процедуры абстрагирования, она есть суммарный итог человеч. деятельности. В развитий науки в прошлом модели типа материальной точки или идеального газа обычно рассматривались как завершающий этап построения теоретич. концепции, связанный с её обоснованием и выявлением границ применимости. В отличие от этого А. как спец. процедура выделяется и кристаллизуется в познаний только на основе спец. теоретич. построения. Опираясь на эту процедуру, совр. исследователь часто с самого начала ставит задачу упрощения изучаемого явления и построения его абстрактной идеализированной модели; идеализация выступает здесь как исходный пункт в построений теории. При этом А. как метод возникает в результате теоретич. осознания характера протекания историч. процесса познания, рассматриваемого как процесс получения А.