АКМЕИЗМ
АКМЕИЗМ (франц. acmeisme, от греч. akme - высшая степень чего-либо, цветущая сила), течение в русской поэзии нач. 20 в., сложившееся в условиях кризиса бурж. культуры и выразившее декадентское умонастроение (см. Декадентство). А. возник как реакция на символизм. Представители А., объединившиеся в группу "Цех поэтов" и выступавшие в жури. "Аполлон" (1909-17), возражали против ухода поэзии в "миры иные", в "непознаваемое", против многосмыслен-ных и текучих поэтич. образов. Декларируя предпочтение реальной, земной жизни и возвращение поэзии к стихии "естества", акмеисты, однако, воспринимали жизнь внесоциалыю и внеисторически. Человек выключался из сферы обществ, практики. Акмеисты противопоставляли социальным конфликтам эстетское любование мелочами жизни, вещами (М. Кузмин), предметным миром, образами прошлой культуры и истории (О. Мандельштам, сб- "Камень", 1913), поэтизацию биоло-гич. начал бытия (М. Зенкевич, В. Нар-бут). Апология "сильной личности" и "первобытных" чувств, присущая ранней поэзии Н. Гумилёва, оставляла его в рамках антидемократич., индивидуали-стич. сознания. В послереволюц. годы "Цех поэтов" как лит. школа прекратил своё существование. Творчество наиболее известных поэтов, причисляемых к А.,- А. Ахматовой, О. Мандельштама, Н. Гумилёва, отчасти М. Кузмина -уже к сер. 1910-х гг. вышло за рамки акмеистских деклараций и обрело индивидуальные судьбы.