АДОРНО Теодор
АДОРНО (Adorno) Теодор [фам. отца - Визенгрунд (Wiesengrund); A.- фам. матери] (11.9.1903, Франкфурт-на-Майне,-6.8.1969, Бриг, Швейцария), немецкий философ, социолог и музыковед. В 1931-33 доцент Франкфуртского ун-та. После 1933 в эмиграции в Англии, с 1938 в США. С 1949 во Франкфурте-на-Майне; проф. ун-та (с 1950), руководитель Ин-та социальных исследований (с 1953). Критика культуры и общества, развитая А. совместно с нем. социологом М. Хорк-хеймером (Диалектика просвещения, 1947), сложилась в русле идей гегелевской диалектики, теории товарного фетишизма, отчасти - психоанализа 3. Фрейда. В центре внимания А.- критич. анализ изменений в характере человека в т. н. управляемом обществе, в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и социалистич. общество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено конкретное исследование структуры и формирования т. н. авторитарной личности, рассматриваемой как психологич. предпосылка фашизма (Авторитарная личность, 1950). Вслед за В. Беньямином А. видит цель философии не в ;конструировании всеобщего, а в раскрытии специфики единичного и особенного (Отрицательная диалектика, 1966). В ряде работ подверг критике феноменологию, экзистенциализм и неопозитивизм. В филос.-эстетич. концепцииновой музыки; А. ориентируется на творчество австрийских композиторов А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна, видя в нём адекватное раскрытие страха и отчаяния одинокого человека в совр. бурж. обществе. С этой точки зрения А. критикует неоклассицизм И. Стравинского как ;реставрацию; отживших муз. форм (Философия новой' музыки, 1949), массовую стандартизованную муз. культуру и ложное муз. сознание, утрачивающее способность к восприятию художеств, формы как целого. Автор ряда муз. произв. (ученик А. Берга). Свойственная работам А. афористич. лаконичность стиля сложилась под влиянием К. Крау-са. В ряде работ и выступлений А. содержатся выпады в отношении обществ, и культурной жизни социалистич. стран. Оказал значит, воздействие на совр. бурж. социологию, философию и музыковедение. Соч.: Zur Metakritik der Erkenntnistheo-rie, Stuttg., 1956; Noten zur Literatur, Bd 1-3, Fr./M., 1958-65;. Klangfiguren, В., 1959; Einleitung in die Musiksoziologie, Fr./M., 1962; Minima Moralia, Fr./M., 1962; Dissonanzen, 3 Aufl., Gott., 1963; Quasi una fantasia, Fr./M., 1963; Negative Dia-lektik, Fr./M., 1966.