АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 1) в широком смысле - деятельность по применению адм.-правовых норм и разрешению индивидуальных дел исполнит, и распорядит. органами гос. власти. 2) В узком смысле - урегулированная правовыми нормами деятельность гос. органов по разрешению адм.-правовых споров, возникающих между участниками (сторонами) спора, а также по применению мер адм. принуждения. Задача сов. А. п.- обеспечение социалистич. законности в гос. управлении, охрана прав и законных интересов сов. граждан. Адм.-процессуальные нормы определяют порядок приёма и рассмотрения жалоб на действия гос. органов и их должностных лиц, порядок привлечения к ответственности за совершение адм. проступков, применения мер адм. воздействия (личное задержание, санитарные, адм.-технич., адм.-медицинские и др. меры). Участниками А. п. могут быть граждане, обществ, орг-ции, гос. органы и их должностные лица. Каждый из участников процесса имеет определённые законодательством процессуальные права и обязанности. Напр., гражданин имеет право требовать рассмотрения его жалобы в установленный законом срок и в компетентном органе, давать личные объяснения по существу дела, требовать вызова свидетелей и т. д. Обществ, орг-циям предоставлено право возбуждения дел об адм. нарушениях, участия в рассмотрении и разрешении жалоб, в деятельности административных комиссий и др. органов, полномочных применять меры адм. принуждения, и т. п. А. п. представляет собой совокупность последовательно совершаемых процессуальных действий, к-рые могут быть разделены на след, стадии: Возбуждение адм. дела по инициативе гос. органов, обществ, орг-ции или граждан, а затем направление его по подведомственности. Сроки возбуждения дела зависят от характера и содержания дела (напр., жалобы на незаконное наложение адм. штрафов подаются в суд в 10-дневный срок со дня получения постановления о наложении штрафа). Рассмотрение и разрешение дела по существу. Это важнейшая стадия А. п. Законодательство (напр., Положение об административных комиссиях) чётко определяет порядок производства по адм. делам. Некоторые дела, возникающие из адм.-правовых отношений, законом отнесены к компетенции нар. судов (жалобы на неправильность в списках избирателей, иски об исключении из описи имущества, об отмене незаконно наложенных дисциплинарных взысканий и др.). Исполнение решения (постановления) по делу возлагается либо на орган, вынесший решение, либо на иные органы управления (милицию, администрацию предприятия, учреждения и т. д.). По нек-рым категориям дел предусмотрены ограничит, сроки исполнения принятых решений (напр., постановление о наложении штрафа, не исполненное в течение 3 месяцев со дня его вынесения, исполнению не подлежит). На всех стадиях А. п. должны соблюдаться предусмотренные законом процессуальные сроки. Сторонам А. п. предоставляется возможность ознакомления со всеми материалами дела, а в случае необходимости - истребования дополнит, материалов, вызова свидетелей и очевидцев. Решение должно быть принято в установленном законом порядке и в надлежащей форме. Решения, принятые в порядке А. п., могут быть обжалованы сторонами в вышестоящий орган, а в случаях, установл. законом,- в суд, или опротестованы прокурором в порядке общего надзора. Развитие и совершенствование А. п. в СССР неразрывно связано с дальнейшей демократизацией гос. аппарата: повышается роль законодат. регулирования адм. процесса, всё более широкое распространение получает принцип коллегиальности и др. демократич. формы деятельности гос. органов, решающих адм. дела, расширяется участие общественности на всех стадиях А. п., совершенствуются адм.-процессуальные гарантии прав сов. граждан.