назад

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ


АДМИНИСТРАТИВНАЯ ЮРИСДИКЦИЯ установленная правовыми нормами деятельность органов гос. управления и их должностных лиц по разрешению индивидуальных адм. дел и применению соответствующих юридич. санкций в адм. порядке. Юрисдикционные полномочия органов гос. управления в СССР и в др. социалистич. странах основываются на строжайшем соблюдении принципа законности и чётко урегулированы в соответствующих правовых актах (напр., указ Президиума Верх. Совета СССР от 12 апр. 1968 ;О порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан;). В СССР нек-рые органы гос. управления и их должностные лица осуществляют А. ю. в пределах предоставленных им прав, напр, начальник отделения милиции вправе наложить штраф за совершение административного правонарушения (проступка), выразившегося в мелком хулиганстве. В СССР правом А. ю. наделены нар. судьи, административные комиссии, комиссии по делам несовершеннолетних и др. Порядок деятельности гос. органов по осуществлению А. ю. регулируется административно-процессуальными правовыми нормами. Сев. право устанавливает, что А. ю. должна осуществляться в рамках законности, гласно, с соблюдением всех предусмотренных законом гарантий и прав личности. К числу таких гарантий относится право лица, дело к-рого разрешается в порядке А. ю., знакомиться со всеми материалами дела, представлять в свою защиту доказательства, требовать вызова свидетелей, назначения экспертизы, запроса документов и т. п. В бурж. гос-вах А. ю. органов управления расширяется в ущерб судебной юрисдикции. В этих гос-вах деятельность адм. властей регулируется таким образом, что даёт им полную возможность свободного усмотрения (т. н. дискреционные полномочия) при применении мер адм. принуждения. Напр., в Англии по закону о трибуналах и расследованиях (1958) создан Совет адм. трибуналов, в к-ром рассматривается большое количество дел, изымаемых таким образом из судов общей юрисдикции. В ФРГ законом об адм. проступках (25 марта 1952) значительно расширена юрисдикция адм. органов.