Свт.Иоанн Златоуст
БЕСЕДА
на слова: "вышло повеление от кесаря Августа" и на внесение в перепись святой Богородицы.
3. Итак, "в те дни", – чтоб нам восстановить то чтение, – "вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле" (Лк.2:1). Эта перепись – выяснение дел, первое обнажение истины, чтобы род человеческий не был в неизвестности: это – первая перепись. Ужели и сами пророки умолчали об этом? Сделаем отступление в ветхий завет, исследуем иудейские дела и дела иудейского неверия. Призываю во свидетельство Давида, мужа достойного доверия, чтимого у иудеев, даже если только сделано о нем одно воспоминание, достойного веры в глазах церкви. Итак, что же говорит Давид? "Господь поведает в писании народов и владык сих" (Пс.86:6). Это – слова пророка, а вот – дела евангельские: сие написание первое, взыде же и Иосиф от Галилеи, из града Назарета во Иудею, во град Давидов, иже нарицается Вифлеем, зане быти ему от дому и отечества Давидова, написатися с Мариею обрученою ему женою, сущею непраздною "эта перепись была первая, пошел также", говорит (евангелие), "и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна" (Лк.2:2,4-5), – потому что при браках только происходит зачатие. "Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк.2:6-7). Ничего нет более простого, чем это дело, ничего нет беднее, чем рождение Иисусово. Иисус сделался бедным ради нас, хотя и был богат; Мариамь положила Спасителя в яслях; не было ничего, что можно было бы подостлать, ничего, чем бы укрыться; Спаситель и не имел нужды в такого рода попечении о Нем и не нуждался во внешней заботливоети, подобно тому как и зачинается Он не по закону естества. Достаточно было услужения со стороны Девы; Он сам был устроителем всего. Таким образом, говорит (Писание), "положила Его в ясли" и "в той стране были пастухи, которые содержали ночную стражу" (ст.7-8). Матфей повествует, что пришли маги; Лука же, что "в той стране были пастухи, которые содержали ночную стражу"; там маги, здесь пастыри. И пришел к ним ангел, возвещая о великих делах: "я возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель" мира (Лк.2:10-11). И когда один ангел говорил, отверзлись небеса, и явилось единое согласное пение восхваляющих и говорящих: "слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение" (ст.14). Все должно сочетаваться, небо и земля вступить в единение, для того, чтобы нижнее сделалось верхним, чтобы был мир у тех, которые обитали далеко, и у ближних. Поэтому пастыри выслушивают радостную весть. Почему пастыри? Потому что мы заблудились на подобие овец, поэтому-то пришел для мира пастырь – Христос Иисус, Спаситель вселенной, и пастыри ради Пастыря получают радостную весть, и – слава в вышних Богу. Люди должны были прославлять и воссылать благодарность Пославшему на землю мир, потому что люди освободились от вражды, бывшей к Богу. Во человецех благоволение – надлежало, чтоб людям казалось хорошим то, что относилось к благочестию. Итак, пастыри, получив радостную весть и выслушав слово, увидели дела; пришли в пещеру; они не увидели ложа, не увидели постели, не увидели пригототовления трапезы, но сидящую Мариамь и Иосифа, и возлежавшее дитя. Евангелист не говорит прежде всего об отце, но сначала говорит о Мариамь, потому что она – поистине Мать, лучше же сказать: и Она сама не мать, так как Она не родила по естеству, но зачала преестественно. Она не знала происходившего, но была орудием Художника. Итак, они увидели Мариамь и Иосифа и дитя; услышав слово, они увидели самые дела, удивились, были спасены. Дитя, конечно, лежало, терпеливо снося пока еще несовершенное развитие тела и перенося увеличение его; и, подобно тому, как художник взял и приготовил инструмент, чтобы, напр., игрок на цитре воспользовался затем цитрой, или стрелок надлежащим образом воспользовался затем луком и стрелой, – так и Иисус, входя в общение со всеми, понемногу растет. Почему же не вдруг? Почему сразу не стал совершенным мужем? Он пришел, чтобы подражать нашему естеству, чтоб освятить бренность чрез пример. Конечно, если бы Он пришел совершенным по возрасту, то еретики поспешили бы говорить: Дева не родила Его, Он не воспринял бренности от нашего рода. Итак, Он родился от Девы, восприяв от общей бренности, чтобы освятить Адама – Свое создание; и по этой причине Он растет понемногу, и хотя, как человек обращается с людьми, но, будучи Господом естества, жил безгрешно. Поэтому, когда ты услышишь о Нем – дитяти, то припоминай то пророчество Исаии, которое он произнес: "Младенец родился нам; владычество на раменах Его, Бог крепкий, Князь мира, Отец вечности" (Ис.9:6). Когда услышишь о дитяти, то не презирай имени, но подивись человеколюбию Бога и подивись устроению спасения, чтобы тебе сделаться достойным слушания евангельских слов, тебе, сопутствуемому верою, упражняемому терпением, состязующемуся благочестием, усовершаемому любовью, ставшему всецело неповрежденным во Христе Иисусе Господе нашем, с Которым Отцу, со Святым Духом, слава, держава, честь и поклонение во веки веков. Аминь.