Свт.Иоанн Златоуст
О святом Иоанне Предтече
2. Что мне сделать? Что совершить? И трепещу Тебя, Господи, и страстно люблю; и бежать не дерзаю, и приблизиться не отваживаюсь; и страшусь дать крещение, и страстно желаю получить освящение. Аз требую тобою креститися: я научился покланяться Тебе, а не крестить; скорее я подклоняю свою выю под Твою десницу. Благослови меня, Благословляющий годы праведных; сделай, чтоб я сегодня радосто вошел в иорданские струи, подобно тому как Ты сделал то, что я недавно прыгал в материнском чреве. Да, говорит Господь, Я удивляюсь твоей, Креститель, богобоязненности, но желаю повиновения. Ты сделался проповедником Моего царства, но должен сделаться служителем и Моего домостроительства. Я пришел к тебе, так как это полезно и тебе, и тем которые тебе подобны; Я. пришел с небес, и весь нахожусь в недрах Отца, чтобы соединить тварь с Творцом; Я вот пришел, чтобы взять живыми беглецов; Я пришел, как человек, где уже прежде был, как Бог, чтобы сделать людей богами; Я взял из вашей среды бедную Мать, чтобы вы с дерзновением могли призывать Моего Отца; Я вскормлен, как дитя, молочною пищею, чтобы предложить верным Себя самого в пищу; Я был облечен детскими пеленами, чтобы расторгнуть узы беззакония; Я возлег не на царском ложе, но в ничтожных яслях, чтобы после Моего во яслях возлежания уже никто более из словесных не болел неразумием, как бессловесный; Я принял в Моей плоти обрезание, которое прежде Я узаконил, – чтобы привнести обрезание нерукотворненное; как первородный, Я – Единородный принес установленную законом жертву, чтобы переменить такого рода жертвоприношение и соделать самого Себя удивительной жертвой. Я бежал в Египет, но не перестал быть убежищем для всех; Я сделался малым дитятей, совершенным мужем, как ты видишь, чтобы даровать несовершенным совершенство; Я прошел чрез все степени возраста, чтобы всякий возраст укрепить постепенным преуспеянием. Я прибыл и на реку, чтобы устроить для земнородных восхождение на небо; и принимаю это крещение, чтобы доставить Моим ученикам крещение пакибытия. Я переношу погружение в воду, подобно тому как перенес и плотское рождение. Как законодатель, чту права закона, чтобы обновить символы благодати; как здоровый врач, принимаю участие в лекарстве больных, хотя и не имею в этом нужды, для того, чтобы измыслить для больных более новую помощь, помощь со стороны купели. Ради грешников принимаю крест, и ужели уклонюсь от безопасной купели? Я имею перенести тридневную смерть, и ужели не совершу погружения, не связанного ни с какой болью? Я пылаю желанием снизойти в самую глубину ада, и ужели не погружусь в волны реки? Итак, соверши надо Мной крещение, надо Мной, имеющим крестить и спасать желающих; окрести Меня, намеревающегося поднять на небесную высоту погруженную во грехи человеческую природу; окрести Меня, как человека на земле, а вверху прославляемого ангелами, как Бога. Будь скорым служителем Моих таинств; измени свой отказ в доброе действие; останови свой язык и приведи в движение свою десницу на дело; смело возложи руку поверх Моей головы, которая ради тебя воспринята из твоей бренности; получи выгоду от Моего крещения, чтобы тебе называться именем Крестителя. "Оставь теперь" (Мф.3:15); сначала соверши крещение, и тогда уже богословствуй; сначала окрести, и тогда уже поклонись. "Ибо так надлежит нам исполнить всякую правду" (ст.15). Ничто так не украшает возвышенного. как добровольное снисхождение, потому что истинная высота не пренебрегает дел скромных. "Тогда допускает Его" (ст.15) Иоанн, взывая к Нему: вот, Господи, я исполняю Твое повеление; чему я научился, не зная этого ранее, то с радостью исполняю. Вот я возлагаю свою десницу на Твою голову, так как Ты повелел это; я – Твой раб и сын Твоей рабыни; и рука моя – Твое творение. и река эта – произведение Твоего господства, и источники эти – Твои создания, и крещение это – Твой дар; и Ты один только знаешь, какое совершаешь таинство. Крестись, крестись, прошу; и спаси, как хочешь, тех, кого Ты сотворил. Я – блажен, благодаря Тебе я необыкновенно рожден и удивительно воспитан в пустыне, и теперь удостоен этого служения; блажен я, избранный Тобой для того, чтобы послужить столь великому таинству. О, десница, как много ты вознесена! О, бренный орган, как много ты почтен! Человеколюбивый и щедрый Господи, после того, как Ты соединил благодать с водами и даровал этим Своим погружением как бы некоторую закваску освящения, – выйдя из вод (униженно молю, Господи!) вознеси и обними человеческую природу, лежащую при последнем издыхании и изнемогающую, призри ее, добровольно сгорающую, восставь ее, распростертую на земле, как на ложе и болеющую различного рода болезнью; как врач, прогони эти болезни. Тебя ожидают хромые, чтобы по Твоему слову побежать; Тебя ожидают слепые, чтобы прозреть; Твоего голоса ожидают все мертвые для того, чтоб воскреснуть; Твоего пришествил жаждут сожигаемые зноем несчастий, явись для всех, как роса исцеления. "И, крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, - и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него" (Мф.3:16). О, страшные и удивительные таинства! Небо свыше приветствует Того, Кого река незадолго пред тем омыла; и Дух Святый богословствует о Том, Кого окрестил раб. И вот – голос с небес, говорящий: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение" (– 17). Это – крестившийся, не по Своей собственной нужде, но по одному только человеколюбию, свидетельствуемый Святым Духом, возвещаемый Мною, ясно увидевшим Его; прежде веков рожденный от Меня и тетерь плотию родившийся от Марии, единосущный Мне и вам; совечный Мне и имеющий одинаковый образ с вашим; Создатель Адама и Отрасль Давида; Творец Девы и Сын Девы; воспринимаемый умом и являющийся видимым образом; созерцаемый верой и зрением; совершенный в божестве и совершенный в человечестве. Это – Сын Мой возлюблвпный. Это – и творящий чудеса, как Бог, и страдающий, как человек, Он Мой Сын, потому что крест не отделяет от Меня Того, Кто неразделим по естеству. Он, пронзаемый даже и гвоздями, Мой Сын, потому что гвозди Его не причиняют вреда божественной сущности. Он – Сын Мой, даже если и страдает, потому что страдание не в состоянии коснуться Его божества. Он, и добровольно умирающий, по Своему естеству противник смерти, Мой Сын, потому что умирать по божеству не есть что-либо естественное, не желает Он этого и не может, так как смерть не побеждает жизни, и смерть не преодолевает бессмертия. Он, и восстающий из мертвых, Мой Сын, потому что, как Творец вселенной, Он воскресит храм Своего тела, которому допустил быть разрушенным врагами. Он, с этой плотью восходящий на небеса, с которых и не удалялся, Мой Сын. Принимающий Его принимает вместе с Ним и Меня; поклонлющийся Ему Мне покланяется; веруюший в Него в Меня верует; умаляющий Его Меня умаляет, так как оскорбление Сына – обида, наносимая Отцу; приемлющий Его и не дающий места излишнему любопытству, но почитающий без ненужного исследования – блажен. Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих. Грешники, бегите к Тому, Кто вземлет грех мира; осужденные, обнимите человеколюбивого Судию; омертвелые из-за грехов, поспешите к Источнику жизни. Таковы прекрасвейшие дары празднества в честь Крестителя; все они доставлены нам ради нас явившимся Владыкой Христом Богом нашим. Ему – слава и держава, с Отцом и Всесвятым и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.