Свт.Иоанн Златоуст
БЕСЕДА
о жене хананейской, сказанная по возвращении (святителя) из ссылки.
10. Поистине Господь сказал это для посрамления иудеев, потому что они, называемые чадами, сделались псами. Поэтому и Павел говорит: "Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, потому что обрезание – мы" (блюдитеся от псов, блюдитеся от злых делателей, блюдитеся от сечения: ми бо есми обрезание) (Фил. 3: 2, 3). А язычники назывались псами и сделались чадами. "Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос!" (Чадца моя, имиже паки болезную, дондеже вообразится Христос в вас) (Гал. 4: 19). Эта похвала есть обвинение для иудеев. "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам". Что же жена? "Так, Господи". О, твердость жены; о, ревность души! Врач говорит: "нет"; а она говорит: "да". Господь говорит: "нет"; а она говорит: "да", – не обвиняя и не укоряя Его, но ожидая спасения. "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. – "Так, Господи! Ты называешь меня псом, а я называя Тебя Господом; Ты унижаешь меня, а я прославляю Тебя. Так, Господи! Но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их" (Ей, Господи: ибо и пси ядят от крупиц, падающих от трапезы, господей своих) (Матф. 15: 27). О, мудрость жены! Из того же примера она заимствует приличное доказательство. "Ты называешь меня псом; я и буду питаться, как пес; не отказываюсь от этого унижения, не избегаю этого названия; приму пищу пса"; – так указывает она на дело обыкновенное. "Ты стой на своем; Ты назвал меня псом, дай же мне крупицу; Ты сделался защитником моей просьбы; покажи при отказе снисхождение. Так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их". Что же тот, который отказывал, отвергал, отгонял, говорил: "Нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам", также говорил: "Я послан только к погибшим овцам дома Израилева"? "О, женщина, – говорит Он, – велика вера твоя" (О, жено, велия вера твоя) (Матф. 15: 28). "Ты вдруг стал хвалить, прославлять жену? Уже не отгоняешь, не отвергаешь ее?" – "Успокойся; для этого Я и медлил. Ведь если бы Я сначала отпустил ее, то ты не узнал бы ее веры; если бы она сразу получила, то тотчас и ушла бы, и никто не видел бы ее сокровища. Для того Я и медлил даянием, чтобы всем показать ее веру". "О, женщина!" Бог говорит ей: "О, женщина!" Пусть выслушают это те, которые молятся без усердия. Когда я говорю кому-нибудь: "Проси Бога, молись Ему, прибегай к Нему с молитвой", то он отвечает: "Я просил однажды, дважды, трижды, десять, двадцать раз, и еще не получил". Не переставай просить, брат, пока не получишь; конец молитвы – получение просимого. Тогда перестань, когда получишь, или лучше, и тогда не переставай, но и тогда пребывай в молитве. Если ты не получил, то молись, чтобы получить; если же ты получил, то благодари за то, что получил. Многие приходят в церковь, произносят тысячи стихов молитвы, и выходят, не зная, что говорили они; уста их движутся, а слух не слышит. Ты сам не слышишь своей молитвы; как же хочешь, чтобы Бог услышал твою молитву? Ты говоришь: "Я преклонял колена", – но ум твой блуждал вне; тело твое было внутри церкви, а мысль твоя – вне; уста произносили молитву, а ум исчислял доходы, договоры, условия, поля, владения, собрания друзей. Диавол зол; он знает, что во время молитвы мы делаем великие успехи; потому тогда он и нападает на нас. Часто, лежа спокойно на постели, мы ни о чем не мыслим; а когда приходим молиться, то являются тысячи помыслов, чтобы мы вышли без пользы. 11. Итак, возлюбленный, зная, что так бывает во время молитв, подражай хананеянке; хотя ты – муж, однако подражай жене, иноплеменнице, слабой, отверженной и презираемой. Ты не имеешь бесноватой дочери? Но ты имеешь грешную душу. Что сказала хананеянка? "Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется". Так и ты скажи: "Помилуй меня: душа моя жестоко беснуется". Грех есть великий бес. Бесноватый возбуждает сострадание, а грешник – ненависть; тот заслуживает прощение, а этот не имеет оправдания. "Помилуй меня", – краткое слово, но оно нашло море человеколюбия, потому, что где милость, там все блага. Даже когда ты будешь вне церкви, взывай и говори: "помилуй меня": говори, хотя не двигая уст, но взывая умом; Бог слышит и тех, которые молчат. Для этого требуется не место, а прежде всего настроение. Иеремия был в грязной яме, и привлек к себе Бога; Даниил был во рве львином, и благорасположил к себе Бога, три отрока были в печи, и, воспевая, умилостивили Бога; разбойник был пригвожден ко кресту, и крест не воспрепятствовал ему, но отверз рай; Иов сидел на гноище, и пользовался милостью Божиею; Иона был во чреве кита, и Бог внимал ему. Будешь ли ты в умывальнице, молись; будешь ли в дороге, или на постели, и где бы ты ни был, молись. Ты – храм Божий: не ищи же места; нужно только душевное расположение. Хотя бы ты стоял перед судьей, молись; когда гневается судья, молись. Некогда впереди было море, позади египтяне, а по середине Моисей; великое было затруднение для молитвы, но велика была и широта молитвы. Сзади гнались египтяне, впереди было море, а по середине нужно было молиться. Моисей ничего не произносил, а Бог говорит ему: "Что ты вопиешь ко Мне?" (что вопиеши ко Мне), (Исх. 15: 15). Уста его не говорили, но ум взывал. Так и ты, возлюбленный, когда стоишь перед судьей гневным, беспощадным, угрожающим величайшими наказаниями, или перед другими палачами, делающими то же самое, то молись Богу; и в то время, когда ты будешь молиться, волны утихнут. Судья против тебя? Ты прибегай к Богу. Начальник нападает на тебя? Ты призывай Господа. Разве Он – человек, чтобы тебе искать Его в каком-нибудь месте? Бог всегда рядом. Если ты хочешь просить человека, то сначала спрашиваешь, что он делает, не спит ли, не занят ли; и слуга не отвечает тебе. А у Бога нет ничего такого: куда бы ты ни ушел и стал призывать Его, Он слышит; ни занятия, ни посредник, ни слуга не отделяют Его от тебя. Скажи: "помилуй меня", и Бог мгновенно делается присущим. "Возопиешь, – говорит пророк, – и Он скажет: «вот Я!»" (Еще глаголющу ти, речет: се приидох) (Исайи 58: 9). О, слово, исполненное благости! Он не ожидает окончания молитвы; еще прежде, нежели окончишь молитву, ты уже получаешь дар. "Помилуй меня". Будем же, увещеваю вас, подражать этой хананеянке. "Помилуй меня, дочь моя жестоко беснуется", – говорила она. Господь же говорит ей: "О, женщина! Велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему" (Матф. 15: 28). Где еретик? Не сказал Он: "Я буду просить Отца Моего"; не сказал: "Я буду молить родившего Меня". Имел ли Он здесь нужду в молитве? Нет. Почему? Потому, что была великая вера, был великий сосуд, потому и излилась великая благодать. Где нужна еще молитва, там – слабый сосуд. "О, женщина! Велика вера твоя! Ты не видела мертвого воскрешаемым, ни прокаженного очищаемым, ты не слушала пророков, не изучала закона, ты не видела моря разделяемым, не видела никакого другого знамения совершаемым Мной, но даже была унижена Мной и приведена в смущение; Я отверг страдание твое, и однако ты не отошла, а осталась; получи же наконец и от Меня достойную и надлежащую похвалу: О, женщина! Велика вера твоя". Жена эта умерла, но похвала ее остается, блистая светлее диадемы. Куда бы ты ни пошел, везде слышишь слова Христовы: "О, женщина! Велика вера твоя". Войди в церковь персов, и услышишь Христа, говорящего: "О, женщина! Велика вера твоя"; равно как и в церковь готов, варваров, индийцев, мавров, и какую только страну освещает солнце. Христос произнес одно слово, и это слово не умолкает, но громким голосом возвещает ее веру, взывая: "О, женщина! Велика вера твоя да будет тебе по желанию твоему". Не сказал: "Пусть исцелится дочь твоя", но: "Будет тебе по желанию твоему", – "Ты исцели ее; ты будь врачом; тебе вверяю врачевство; поди, приложи его, будет тебе по желанию твоему. Воля твоя пусть исцелит ее". Так хананеянка исцелила (дочь) волею своею, и Сын ли Божий не исцеляет Сам Собой? "Будет тебе по желанию твоему". Жена не повелевала и не запрещала бесу, но только захотела, и хотение жены исцелило больную и изгнало бесов. Где те, которые дерзают говорит, что Сын совершал чудеса молитвой? "Будет тебе по желанию твоему". Посмотри и на величие слов Его, в них Он подражает Отцу Своему. Когда Бог творил небо, то сказал: "Да будет небо, да будет солнце, и было солнце; да будет земля, и была земля"; повелением Он произвел бытие (Быт. гл. 1). Так и Христос говорит: "Будет тебе по желанию твоему". Сродство выражений доказывает общность природы их. "И исцелилась дочь ее" (И исцеле дщи ея). Когда? "В тот час" (От того часа) (Матф. 15: 28); не в то время, когда мать ее пришла домой, но еще прежде, нежели пришла. Она пришла найти ее беснующейся – и нашла здоровой, исцеленной ее желанием. Будем же за все это благодарить Бога: Ему подобает слава во веки веков. Аминь.